Любая сценическая деятельность, будь то концертная, театральная и даже проведение партсобраний, подразумевает использование сценических мониторов. Под этим термином принято понимать акустическую систему для озвучивания сценического пространства. Это необходимо для контроля выступающим собственной речи, пения или исполнения партии на музыкальном инструменте, а также создания миксов сигналов других источников – микрофонов, музыкальных инструментов и плееров для понимания общей звуковой картины действия.
В подавляющем большинстве случаев сценические мониторы располагаются на полу в зоне нахождения выступающего, хотя это не является обязательным. Тем не менее, говоря о сценическом мониторе, обычно представляется акустическая система с корпусом особой конфигурации, рассчитанной на напольное размещение.
Значимость сценических мониторов, особенно для современной концертной деятельности, бесконечно велика. От того, насколько корректно подобраны, расположены и настроены мониторные системы, зависит качество исполнения художественного материала (даже если этот «материал» сложно назвать Произведением, тем более – художественным). Наверное, вы обращали внимание, что авансцена на рок-концерте целиком заставлена мониторами – поверьте, это не просто так. Сверхмощные FOH-системы создают на сцене весьма некомфортную для исполнителя звуковую картину, дополненную значительным уровнем отражений. Кроме того, ряд участников сценического действия, например, барабанщик, пользуются весьма громкими инструментами, звуковое давление которых должно быть перекрыто сценическими мониторами остальных музыкантов. И, если уж говорить о концертной сцене, каждый музыкант формирует для себя персональное звуковое пространство («sound room») с отдельным миксом всех звуковых сигналов действия. Таким образом, сценический монитор является одним из важнейших пунктов любого концертного райдера. Не случайно, ряд известных музыкантов заказывают у производителей персональные модели сценических мониторов.
Требования, предъявляемые к профессиональным сценическим мониторам просты и понятны. Прежде всего, это достаточное звуковое давление, широкий частотный и динамический диапазон, высокая механическая надёжность и универсальность использования. При выборе монитора также принимаются во внимание следующие данные – диаграмма направленности, встроенные управляющие устройства (DSP), масса и, безусловно, стоимость. И, конечно, «музыкальность» (во многом субъективный фактор) и «гуманность к ушам исполнителя» (фактор, хоть и из разряда «я так слышу», очень важный – представьте, мощная акустическая система работает вплотную к исполнителю. Берегите уши!)
Суммировав все исходные требования, VOLTA представила обновлённую и расширенную серию сценических мониторов FLY STAGE.
В серию входят 3 модели, выполненные в едином форм-факторе и идентичными алгоритмами управления – FLY STAGE 12A, FLY STAGE 15A и FLY STAGE 10A (появится в России позднее).
Все модели серии – это активные двухполосные сценические мониторы с 12-, 15- и 10-дюймовыми коаксиальными динамиками, соответственно (что видно из названия). Использование коаксиального динамика в конструкции монитора во многом отвечает за комфортность восприятия сигнала высокой громкости исполнителем, о чём мы говорили раньше. Все модели серии оснащаются усилителями мощности класса D с использованием раздельной схемы усиления ВЧ и НЧ-динамиков (Bi-Amp).
Основным нововведением серии FLY STAGE модельного ряда 2021 года является появление управляющих процессоров в конструкции усилительных модулей. Теперь все модели имеют возможность корректировки основных параметров работы усилителей, включая входную чувствительность, различные виды обрезки и эквализации, задержку, а также маршрутизацию. Отрадно, что эти важные усовершенствования, сделанные по просьбам профессиональных пользователей, не повлекли увеличение стоимости.
Кстати, о маршрутизации. На панели усилительного модуля размещены 3 входа для микрофонно-линейных каналов, линковочный выход для цепи мониторов и отдельный выход для линка отдельного входного канала, что позволяет создавать на сцене большое количество персональных мониторных линий при нехватке выходных групп на микшерном пульте.
В наше нелёгкое время, когда каждый прибор должен отрабатывать вложенные в его приобретение средства, пользовательская многофункциональность является одним из критериев выбора оборудования. Все акустические системы серии FLY STAGE могут использоваться не только как сценические мониторы, но и как портальные системы, для чего в их конструкции предусмотрена втулка для установки на стойку-треногу. В данном случае пользователь может использовать настройки процессора усилительного модуля, созданные для подобной конфигурации. В принципе, любая система FLY STAGE может быть использована как автономная система для проведения несложных мероприятий, например, презентаций. В конструкцию звукового модуля входит 3-канальный микшер с микрофонными предусилителями и дополнительный вход для внешнего плеера.
Параметр |
FLY STAGE 12A | FLY STAGE 15A |
Частотный диапазон, Гц |
55…20000 | 50…20000 |
Направленность, град. |
80 (Г) х 80 (В) | 80 (Г) х 80 (В) |
Усилители мощности, Вт |
400 (НЧ) +100 (ВЧ), класс D | 400 (НЧ) +100 (ВЧ), класс D |
Мощность (RMS), Вт |
400 | 500 |
Максимальная мощность |
800 Вт / 5 мин. | 800 Вт / 5 мин. |
Чувствительность, дБ |
99 (2,83 В/м) | 99 (2,83 В/м) |
Максимальный SPL, дБ |
128 | 129 |
Подключение |
XLR\JACK combo x 2 + RCA | XLR\JACK combo x 2 + RCA |
Материал корпуса |
многослойная фанера | многослойная фанера |
Защитное покрытие |
полиуретан | полиуретан |
Габаритные размеры, мм |
400 x 314 x 465 | 465x355x530 |
НЧ-динамик |
1 x 12’’ | 1 x 15’’ |
ВЧ-динамик |
1 x 1,5’’ | 1 x 1,5’’ |
Масса, кг |
14 | 18 |
Цвет |
чёрный | черный |