История появления танго описана многократно и широко известна. История TANGO не относит нас к давним временам. Появление TANGO – это современный результат совместного труда коллектива звукоинженеров, дизайнеров, маркетологов и экономистов.
Что общего у танго и TANGO? Эмоции! В обоих случаях это привлекательный, яркий внешний вид, создающий определённое настроение. В обоих случаях это завидное мастерство создателей – хореографа танго и инженеров TANGO. (Вы хорошо танцуете танго? А конструируете акустические системы?). В обоих случаях это внимание к деталям. И танец, и электронное оборудование не терпят разобщённости компонентов – только единство слагаемых является результатом. Всё остальное это лишь сонм никому не нужных деталей.
Теперь рассмотрим предмет повествования более детально. О танго предостаточно информации на YouTube. А о TANGO читайте ниже.
TANGO – серия профессиональных активных акустических систем универсального применения. На сегодняшний день в серию входят широкополосные системы с 10-, 12- и 15-дюймовыми динамиками и два сабвуфера – с 15- и 18-дюймовыми динамиками.
Корпуса широкополосных систем изготовлены из МДФ с новым композитным наполнителем, увеличивающим механическую стойкость. Основными параметрами выбора материала корпусов были – скорость затухания колебаний, отсутствие ярко выраженных резонансов, умеренная масса и не слишком высокая стоимость материала. Как понятно, фанера в данном случае не годится. А вот корпуса сабвуферов всё-таки изготовлены из многослойной фанеры, так как для звуковой волны большой длины проблемы колебания корпуса лежат в другой области, а требования к механической стойкости кабинета, ввиду сильной вибрации, очень высокие. Покрытие корпусов производится стандартным для звуковой индустрии полиуретаном, обеспечивающим необходимый уровень защиты от механических и атмосферных воздействий.
Корпуса широкополосных систем выполнены в форме ассиметричной трапеции, что позволяет использовать системы в качестве сценических мониторов. Это выгодно по многим причинам. Во-первых – производить три вида кабинетов вместо шести значительно дешевле. Отпадает необходимость в дополнительных затратах на разработку самой продукции и технологической оснастки, что сказывается на общей себестоимости серии товаров. Во-вторых, оптимизируются логистические процессы (транспортировка, поддержка складской программы, хранение и сервисное обслуживание). И, наконец, пользователю предоставляется свобода конфигурирования компонентов своего парка акустических систем, в зависимости от сиюминутной необходимости. Все – очевидный профит! (Запомните этот абзац – мы к нему ещё вернёмся.)
Все динамики – высокочастотные, широкополосные и низкочастотные, устанавливаемые в системы TANGO – были разработаны по техническому заданию проектной группы, впрочем, как и корпуса систем. Это не удивительно. Внимания заслуживает факт, что изначально было принято решение об отказе от различных коррекционных электронных фильтров, которыми зачастую скрывают просчёты согласования компонентов акустической системы. Действительно, фильтры помогут скрыть некоторые ошибки проектирования, но не более, чем может скрыть хозяйка неудачный салат под толстым слоем майонеза. Любое преобразование звукового сигнала таит в себе массу подводных камней – корректируя один параметр вы неизбежно нанесёте ущерб другим составляющим звуковой палитры. Таким образом, оптимальным решением будет тонкое согласование всех компонентов системы, основными из которых являются корпус, динамические головки и усилительный модуль, который по первичной идее должен обеспечивать тождественность между исходным и выходным импульсами.
После того, как прототипы динамиков были предоставлены разработчикам корпусов, ими были определены основные геометрические параметры кабинетов, и специалисты по динамикам получили встречное техническое задание по изменению ряда параметров, которые не могут быть скорректированы конструкцией корпуса акустической системы. Далее ситуация повторилась – обновлённые динамики были установлены в модифицированные корпуса и тесты выявили необходимость повторных изменений, но, конечно, меньших масштабов. И так, изменяя значения основных параметров компонентов систем, удалось добиться оптимальных результатов. Безусловно, получить абсолютно равномерную АЧХ во всём динамическом диапазоне – задача невыполнимая; к тому же в период эксплуатации возникает ряд переменных величин, частично нивелирующих этот труд.
Что мы получили на выходе? Прежде всего – импульс, максимально приближенный к исходному. Для конечного пользователя линейность выходного АЧХ подразумевает возможность отказа от обязательного использования дополнительных управляющих процессоров. Конечно, адаптация характеристик звуковой системы к конкретным условиям эксплуатации – дело важное, но при условии, что она проводится профессионально. В любом другом случае – это хорошая возможность испортить то, что было сделано производителем.
Одной из основных задач, заранее описанных в первичных заданиях на создание серии TANGO, была минимизация влияния рядового пользователя на работоспособность продукции. То есть защита пользователя от него самого. Вместе с тем, необходимо было оставить определённую степень свободы для подготовленных специалистов. К тому же, оптимизация или даже минимизация способов влияния пользователя на конечный результат работы систем уменьшает универсальность использования оборудования. Одним словом, кое-что всё-таки решились оставить – встроенный двухканальный микшер в усилительном модуле широкополосных систем с предусилителями для различных видов сигнала и выбором входных разъёмов, а также мастер-эквалайзер. Этот факт позволяет использовать акустическую систему как автономную точку звукоусиления без использования внешних микширующих и коммутационных устройств.
Каждый усилительный модуль оснащается двумя усилителями мощности (принцип Bi-Amp). Для ВЧ-драйверов используется усилитель класса АВ, а для широкополосного динамика – класса Н. Блок питания выполнен с применением тороидального трансформатора. Разработчики серии изначально решили использовать классическую топологию усилителей, отказавшись от класса D. Во-первых, главный инженер-электронщик не является большим поклонником звучания недорогих усилителей D-класса, отдавая предпочтение проверенным временем решениям. Во-вторых – ремонтопригодность усилителей разных классов различается кардинально. Учитывая специфику возможных условий эксплуатации и географию нашей страны, сервисная составляющая была отдельно прописана в техническом задании проекта TANGO.
Низкочастотные системы TANGO пока представлены двумя активными сабвуферами – TANGO SUB-15A (1x15”, 500 Вт (RMS)) и SUB-18A (1x18”, 700 Вт (RMS)). В противоположность широкополосным системам в сабвуферах всё же используются усилители класса D. Причиной данного решения является большая масса сетевого трансформатора блока питания и низкая виброустойчивость привычных блоков питания.
Звукоусилительные модули сабвуферов оснащаются стереофоническими кроссоверами, раздельными выходами на сателлиты и дополнительные сабвуферы, регуляторами мощности и частоты разделительного фильтра, переключателями фазы сигнала.
Корпуса сабвуферов изготовлены из многослойной фанеры и оснащены четырьмя ручками для переноски. Специальные антискользящие вставки расположены как с нижней, так и с верхней стороны корпуса, где также располагается втулка D35 для переходной штанги саб-сателлит. Собственно, ничего принципиально нового, но и ничего не забыто.
Несколько слов о дизайне систем. Прочитавшим ранние материалы о серии TANGO известно, что в качестве разработчика внешнего вида акустических систем выступил независимый дизайнер из сферы автомобильной индустрии, работающий в одном из тюнинг-ателье. Неслучайно многие элементы систем имеют черты, присущие стильным хот-родам. (Если бы дизайнер получил полную свободу действий, то акустические системы работали бы на бензине). В общем серия TANGO получила узнаваемый облик, что в индустрии звукоусиления является большой удачей.
Теперь, как и обещали – о ценах. Стоимость акустических систем серии TANGO значительно ниже, чем стоимость аналогичных систем на рынке. Почему? Прежде всего потому, что целью проекта являются массовые продажи продукции, которая удовлетворяет потребителей по всем основным параметрам. Где и как сэкономили? Нигде. Чтобы сэкономить – главное не экономить. Прежде всего, не нужно скупиться на зарплату хороших технологов и экономистов: они знают, что такое оптимизация. Во-вторых, разработчики не пытались экономить на комплектующих, так как это в дальнейшем выльется в повышенные расходы на гарантийное обслуживание товаров, что в итоге будет заложено в их стоимость. В-третьих, конструирование, производство, поставка и обслуживание серии из 20 моделей, из которых массовыми будут являться 5, накладывает дополнительную финансовую нагрузку на каждый товар. И наконец – не нужно быть жадным).